«Вначале было слово»

Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры. Славянская письменность была создана в IX веке, около 863 года. Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре. В современной России этот День отмечается с 1986 года. День славянской письменности и культуры – единственный государственно-церковный праздник в России.

День славянской письменности и культуры празднуется во всех славянских странах. Вспоминают Кирилла и Мефодия в Белоруссии, Македонии, Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, Хорватии, Сербии.

Накануне этого праздника в Сафакулевской районной библиотеке для учащихся 9 класса состоялся устный журнал «Вначале было слово». С пришедшими на мероприятие была проведена «Книжная аэробика» (гимнастика с книгой в руках), а затем ребята узнали о том, как люди пытались обмениваться посланиями, новостями до появления письменности — с помощью предметов, рисунков, узелкового письма. Но много ли можно сообщить с помощью узелков, рисунков? И вот в 863 г. произошло важное событие: по заданию моравского князя Ростислава два монаха — два брата — составили новый алфавит. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. От имени одного из братьев пошло название славянской азбуки — «кириллица». Так появилась в славянских странах своя письменность.

Шли десятилетия, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. В ответ на нужды повседневной жизни сложился наш современный язык. История языка раскрывает характер народа, говорящего на нем. Свободный, сильный, богатый, он возник раньше, чем установились крепостное право, рабство, деспотизм. Герцен считал русский язык гибким, могучим, Гоголь дивился драгоценности нашего языка.

В старину древние писцы (чаще всего монахи) гусиными перьями переписывали целые книги, и буковки у них получались ровные, прямые, четкие (это называлось «писать уставом») или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор (это называлось «писать вязью»). Этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев. А еще разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько дивных зверей, птиц и даже людей. Конечно, писались такие книги подолгу и стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался богатым. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен труд писца и многовековая человеческая мудрость. Книг на Руси требовалось все больше и больше. Писцы не успевали их переписывать, и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались ужимать при письме. И вот в XVI веке на Руси замечательным русским мастером Иваном Федоровым был создан печатный станок. Именно он открыл первую типографию в Москве. Однажды Ивана Фёдорова озарила мысль: а не издать ли книгу для «скорого младенческого научения». Книгу для всех? Такая книга нужна была. Писать первый учебник было некому. Иван Фёдоров сам взялся за работу. Тщательно писал, рисовал буквы, находил упражнения, примеры, чтобы люди учились не только письму, но и добрым мыслям. Так родился учебник, подобие которого до сих пор встречают в школе у первоклашек — Букварь.

В заключение нашей встречи ребята приняли участие в ряде небольших конкурсов: «Подбери глагол по смыслу», «Подбери фразеологизмы к предложенным словосочетаниям», вспомнили русские пословицы и поговорки о речи и языке.


`