Ловись, книжка!

Что почитать? Этот вопрос рано или поздно задают себе любители чтения.

На помощь им приходят молодые видеоблогеры — буктьюберы и их книжные каналы на известном видеохостинге YouTube, они показывают любительские видео о прочитанных книгах и называют себя «ловцы книг». Для молодых читателей именно они, а не солидная литературная критика являются путеводителями в мире книг.

Первые такие видео появились в 2009 году на англоязычном пространстве и получили название Book Haul — «книжный улов». В российский YouTube книжные каналы пришли через год.

Стать «ловцом книг» может каждый. Любовь к чтению, желание общаться, наличие камеры и доступ в интернет — вот и все требования для запуска канала. Возрастной диапазон блогеров — от 15 до 30 лет. Как правило, это школьники, студенты или молодые специалисты — представители цифрового поколения, свободно владеющие интернет-технологиями и принципами онлайн-общения.

По статистике, в основном зрители BookTube — это люди от 13 до 25 лет из России и стран СНГ, причем 70 процентов — женского пола.

На BookTube есть определенные форматы рассказа о книгах. Самый популярный — собственно обзор книги или «Прочитано». Формат «Книжные покупки», когда блогер знакомит зрителей с приобретенными новинками, считается наиболее рейтинговым по просмотрам. Еще один жанр — Unboxing: ведущий в прямом эфире раскрывает и показывает полученный заказ из магазина или подарок от издательства. Хотя сами блогеры это яростно отрицают, но мысль, что издательства используют «ловцов» для продвижения своего товара, возникает. К достижениям книжного маркетинга относятся, видимо, и разные видеорейтинги, например топ-пять по психологии любви.

Диапазон симпатий «ловцов» настолько широк, насколько разнообразна литература. При этом каналы со специализацией на одном виде литературы встречаются редко. Блогеры особо подчеркивают свою «литературную всеядность».

— Чтение как хобби открыто для каждого. Чтобы рассказывать о книгах, совершенно необязательно быть профессором литературоведения. К тому же не у всякого профессионала это получится. Здесь вопрос не в образовании, а в личном обаянии,— уверена Мария Сабурова (Zhem).

Поэтому блогеры критиками себя не считают, скорее, советчиками. Свою миссию они видят в том, чтобы пропагандировать читательский образ жизни. И уверены, что появление BookTube в России увеличило число читающих людей, особенно среди подростков и молодых людей.

Комментарии зрителей к видео буктьюберов — палитра отзывов, благодарности за полезную рекомендацию, просьбы посоветовать «какую-нибудь хорошую книжку» на определенную тему, сделать обзор новинки, сказать название фоновой песни. Пользователи делятся и своими впечатлениями от книги — еще одно доказательство мысли о BookTube как площадке для обмена читательским опытом. Некоторые дискуссии из литературной сферы переходят в область социально-философских проблем.

Кому-то BookTube позволяет найти единомышленников на другом конце страны. Буктьюберы создают совместные каналы, устаивают флешмобы, объединяются в книжные клубы (например, «Между строк», «Синие занавески», «Семь сортов Сартра») и даже встречаются вне интернета, чтобы обсудить любимые книги, читательские планы и лично ответить на вопросы.

Любительское видео о прочитанных книгах:

  1. Канал «Теория большого чтива»
  2. Канал «Библионариум»
  3. Канал «На волнах классики» 
  4. Книгоблогеры ВКонтакте 

Источник: Журнал «Огонёк» №47 от 30.11.2015, стр. 32


`